КБЖД: как посетить пешком и с экскурсией. Полная инструкция

Летом мы с Юлей были на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Часть её прошли пешком (38 км), а часть проехали на электричке. По мне так это был самый лучший поход в моей жизни. Очень красивая природа, интересные ж/д сооружения, много хороших людей по дороге и душевное спокойствие. На основе нашего опыта я расскажу, как посетить КБЖД самостоятельно или какие купить экскурсии, если Вы ограничены по времени. Полный мой гайд по Байкалу читайте здесь.

Путеводитель по Байкалу здесь →
Часть пути по КБЖД мы проехали на электричке «Нерпочка», а часть прошли пешком с двумя ночевками.
Часть пути по КБЖД мы проехали на электричке «Нерпочка», а часть прошли пешком с двумя ночевками.

Зачем ехать на КБЖД?

  • Что это вообще такое – КБЖД? Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) изначально была частью Транссибирской магистрали, которая построена еще при царе Николае. Сейчас по Транссибу можно проехать через всю страну от Москвы до Владивостока. Вначале 50-х годов из-за строительства Иркутской ГЭС часть КБЖД пришлось разобрать и затопить. А чтобы движение не останавливалось, была построена другая ветка, взамен затопленной. Сейчас КБЖД – это тупиковое направление, которое представляет больше туристический интерес, чем практический. Ее длина 95 км. Чтобы было понятно, как устроена КБЖД, я нарисовал вот такую схему. Посмотрите на картинку: КБЖД – это участок между Слюдянкой и Портом Байкал.
  • КБЖД - это тупиковый участок Транссибирской магистрали от Слюдянки до Порта Байкал. Его длина 95 км.
    КБЖД — это тупиковый участок Транссибирской магистрали от Слюдянки до Порта Байкал. Его длина 95 км.
  • Кругобайкальская – это значит, что она идет вокруг всего Байкала? Нет, эта железная дорога не идет вокруг Байкала и никогда не шла. Это хорошо видно на моем рисунке. Кругобайкальская значит, что она идет «кругом», то есть огибает Байкал на своем пути как препятствие.
  • Зачем нам туда ехать? Во-первых, там красиво. Железная дорога идет постоянно вдоль Байкала. С одной стороны мы почти всегда видим берег, а с другой стороны над железной дорогой нависают скалы. Во-вторых, это памятник инженерного искусства, который сдали в эксплуатацию аж в 1905 году. Работы были очень сложными и дорогими, поэтому КБЖД называют «Золотой пряжкой».

Что мы увидим на КБЖД?

  1. Мосты – их очень много. Сколько конкретно, сложно сказать (в разных источниках написано по-разному), но то, что больше двух сотен, это точно. Есть маленькие через ручьи, есть очень большие через речки. Есть бетонные и металлические. У некоторых установлены таблички с полным описанием моста. Некоторые мосты действующие, а некоторые нет.
  2. Виадуки – это тоже мост, но не над рекой, а например над оврагом, горным ущельем. Помните, в «Гарри Поттере» поезд в Хогвартс идет по такому длинному каменному мосту над землей.
  3. Мостов очень много: есть относительно небольшие, как этот, есть очень большие и красивые.
    Мостов очень много: есть относительно небольшие, как этот, есть очень большие и красивые.
  4. Туннели – это самое интересное, на мой взгляд. Их здесь 40 штук. Самые яркие впечатления у Вас будут от туннелей, если пойдете в пеший поход. Самый короткий туннель длиной 31 метр. Он находится около станции Половинная, если идти в сторону Слюдянки. В нем надо успеть загадать желание, пока едешь на электричке. Самый длинный туннель длиной 778 метров. Этот туннель прямой, и вы всегда видите свет впереди. Он находится около станции Половинная в сторону Порта Байкал. Если от станции Половинная идти до порта Байкал, то вы встретите еще два вида туннелей. Первый – очень длинный S-образный, а второй – С-образный туннель. В них в определенный момент вы идете в полной темноте и не видите свет в конце туннеля. В стенах тоннелей есть небольшие углубления. Они сделаны для того, чтобы «прятаться» от электрички, если она вдруг застанет вас внутри туннеля.
  5. На КБЖД столько туннелей, что вы находитесь в них от души. В конце похода они начнут вам даже надоедать.
    На КБЖД столько туннелей, что вы находитесь в них от души. В конце похода они начнут вам даже надоедать.
  6. Подпорные (камнеулавливающие) стенки – это каменные стенки, которые удерживают горные породы, чтобы они не обрушивались на железнодорожное полотно. Всего на КБЖД их около 280. Самый известный вариант такой конструкции называется Итальянская стенка, потому что их помогали строить итальянцы. Они отличаются от других красивыми арками. Лучшая Итальянская стенка находится на одноименной станции.
  7. Противооползневые галереи – конструкции, которые внешне похожи на туннели, но сделаны не в скале, а сами по себе. Их задача – защитить дорогу от схода камней. Смотрите фото ниже.
  8. И это ещё не все! Скорее всего, вы увидите нерпу (вид тюленей), которая выныривает из воды. Мы видели примерно раза четыре, пока шли. Нашим друзьям повезло больше, и они даже смогли ее сфотографировать, когда она выбралась на берег погреться. А еще встречаются байкальские кактусы, большие бабочки аполлоны, которые днем сидят без движения, и ныряющие за рыбой бакланы.
  9. Но и это ещё не все!! Между остановками Старая Ангасолка и Половинная гуляют дикие лошади. Точное место указать не могу – не запомнил. К тому же они немного перемещаются. Говорят, что этих лошадей завезли сюда, чтобы разводить, а потом бросили. Лошади одичали и самостоятельно зимуют в этих местах.
Итальянская стенка с противооползневой галереей. Находится на остановке Итальянская стенка.
Итальянская стенка с противооползневой галереей. Находится на остановке Итальянская стенка.

Получение разрешения на посещение КБЖД

КБЖД находится на территории Прибайкальского национального парка. Для его посещения нужно платное разрешение. Оно недорогое, это фактически билет на посещение, который могут и не проверить. Но если проверят, а у вас его нет, то обязательно получите большой штраф. Разрешение проще всего оформить на сайте baikal-1.ru. При оформлении в графе «Территория» нужно указать КБЖД и Олхинское плато. А в графе «Маршрут» вписать «Кругобайкальская железная дорога». Если идете с палаткой, то надо ещё указывать места стоянок. Выберите произвольные стоянки из списка. Этого будет достаточно.

Экскурсии по КБЖД из Иркутска: какие бывают и где купить?

Расскажу про экскурсии и туры по КБЖД, чтобы дальше на них не отвлекаться. Эти ссылки для тех, у кого нет времени все организовывать самому, или для тех, кто боится столкнуться с медведями. Такое тоже бывает. Про медвежью опасность на Байкале у меня написано здесь.

  • Трипстер – здесь есть с десяток хороших авторских экскурсий по КБЖД, которые проводят из Иркутска или Листвянки. По железной дороге обычно проходят пешком 10-20 км в зависимости от экскурсии и вашего желания. Хотя маршруты не большие по протяженности, но типовые инженерные конструкции (туннели, мосты, подпорные стенки) вы увидите.
  • Большая страна – много туров на Байкал по разным ценам, однако… есть всего несколько, в которые входит посещение КБЖД. Чтобы отсортировать эти туры, надо в окошке «Куда поедем» написать «КБЖД», и тогда выскочит раскрывающийся список.
  • Baikal Train – организуют экскурсии по КБЖД на современном электропоезде с выездом из Иркутска. Есть два варианта. 1) Классический – из Иркутска с ж/д вокзала едем на поезде до Слюдянки и далее по КБЖД до конечной станции Порт Байкал. Потом на пароме переплываем в поселок Листвянка, где садимся в автобус и едем в Иркутск. 2) Маршрут «Зеркало» – программа полностью такая же, только делаем всё зеркально наоборот: из Иркутска на автобусе до Листвянки, потом паром в Порт Байкал, потом поездом по КБЖД до Слюдянки и далее в Иркутск на том же поезде.
  • Baikal Express – проводят экскурсии на ретропоезде (паровая тяга) и на обычном (электротяга). Маршрутов тоже два: классический и зеркальный. Самый дорогой тур – разумеется, экскурсия на ретропоезде по КБЖД.
Памятник паровозу около станции Порт Байкал.
Памятник паровозу около станции Порт Байкал.

Самостоятельно по КБЖД: пешком и на электричке

Как добраться до КБЖД

Конечные станции КБЖД — это станция Слюдянка и станция Порт Байкал. Обычно именно до одной из них добираются, а потом садятся на электричку, которая идет по КБЖД.

  • Добираемся до Слюдянки. 1) Автобусом из Иркутска. Автовокзал в Иркутске находится на улице Октябрьской революции, дом 11. Это примерно в одном километре от Центрального рынка, если идти по улице Тимирязева. Центральный рынок – один из главных ориентиров в Иркутске. Посмотреть расписание и купить билеты можно на сайте автовокзала. Время в пути: примерно 3 часа. 2) Поездом или электричкой из Иркутска. Расписание можно посмотреть здесь. От Центрального рынка до ж/д вокзала можно добраться на трамвае №1, 2, 4а. Вокзал находится на другом берегу Ангары. 3) Если едете из Улан-Удэ, то удобнее ехать поездом. Он останавливается в Слюдянке. Мы как раз в Слюдянку так и попали.
  • Добираемся до Порта Байкал. Из Иркутска надо сначала доехать на автобусе до поселка Листвянка. Автобусы до Листвянки идут с двух мест. Первое – автовокзал на улице Октябрьской революции, д. 11. Второе место – центральный рынок, который находится на перпендикулярной улице Тимирязева. Центральный рынок – важный ориентир в городе, его все знают, просто спросите у людей. В Листвянке надо попросить, чтобы Вас высадили на остановке «Байкальский музей». Около этой остановки находится пристань «Рогатка», от которой отправляются паромы через Ангару до Порта Байкал. Расписание паромов здесь.
Расстояния от Иркутска до конечных остановок Кругобайкальской железной дороги.
Расстояния от Иркутска до конечных остановок Кругобайкальской железной дороги.

Какие поезда ходят по КБЖД: на чем можно покататься

По КБЖД ходит два вида пригородных поездов: «Мотаня» и «Нерпочка». Цена на обе электрички одинаковая. Билеты можно купить на конечных остановках и в самой электричке. В выходные дни на конечных станциях лучше садиться заранее, потому что вагоны могут быть переполнены и тогда ехать придется стоя (мы именно так и ехали). Вообще расписание у них так себе – не очень удобно его связывать с другими видами транспорта, но можно.

  • «Мотаня» — так называют народную дешевую электричку, потому что она мотается туда-сюда между конечными остановками Слюдянка и Порт Байкал. Точное расписание и цены смотрите здесь.
Электричка «Мотаня»
Откуда
Куда
Отправление
Прибытие
В пути
Когда
Слюдянка
Порт Байкал
14.40
20.00
5 ч 20 мин.
Пн, Чт, Пт, Сб, Вс
Порт Байкал
Слюдянка
03.13
07.30
4 ч. 17 мин.
Пн, Вт, Пт, Сб
  • «Нерпочка» – фирменная электричка, как бы для туристов, но цена тоже низкая. Ездят на ней и туристы, и местные. Уточняйте цены и расписание здесь.
Электричка «Нерпочка»
Откуда
Куда
Отправление
Прибытие
В пути
Когда
Слюдянка
Порт Байкал
10.00
14.45
4 ч 45 мин.
Кроме среды
Порт Байкал
Слюдянка
15.00
19.40
4 ч 50 мин.
Фирменная, но дешевая электричка «Нерпочка».
Фирменная, но дешевая электричка «Нерпочка».

Варианты самостоятельного посещения

  • Первый вариант (так себе) – проехать КБЖД на народных электричках «Мотане» или «Нерпочке». Увидите вы мало, даже несмотря на то, что есть длинные остановки, где можно выйти и осмотреться. Лучше всего начинать эту поездку со стороны Слюдянки. Примерный план поездки может быть таким, если ехать из Иркутска…
На чем едем
Маршрут
Отправляемся
Прибываем
Автобус
Иркутск - Слюдянка
10.40
13.45
Электричка
Слюдянка – Порт Байкал
14.40
20.00
Паром через Ангару
Порт Байкал – Листвянка
(это летнее расписание)
20.15
20.30
Ночуем в Листвянке. Можно даже пару дней там провести. Мы так и сделали: отдохнули, на рынок рыбный сходили, к камню Черского поднялись, посетили очень хороший местный музей.

Важно! «Мотаня» летом приходит в порт Байкал в 20.00, а паром через Ангару в Листвянку отходит в 20.15. Надо на него успеть, потому что иначе придется ночевать в порту либо искать частника, который вас перевезет в Листвянку. Поэтому идите сразу к парому. Он находится справа от здания вокзала. Просто идите туда, куда все идут. Билеты продают на пароме.

  • Второй вариант (самый лучший) – часть КБЖД проехать на электричке, а часть пройти пешком, лучше всего с ночевкой. Начинать этот маршрут удобнее со стороны Слюдянки, а заканчивать в порту Байкал, потом переплыть Ангару на пароме в Листвянку. День или два провести в Листвянке – там тоже есть что посмотреть. Мы с Юлей сделали именно так.
Поход по КБЖД.
Поход по КБЖД.

Информация для тех, кто идет в поход по КБЖД

  • Питьевая вода. С водой проблем нет. Набирали из Байкала, ручьев и речек, стекающих с гор. С собой постоянно на двоих несли 1-1,5 литра воды. Небольшой запас делали только потому, что не везде можно спуститься к Байкалу. Чтобы набрать воды из озера, лучше разуться и немного зайти в воду, хотя бы на несколько шагов. Чтобы не попадал мусор (в основном песок), воду набирайте в кружку, а потом аккуратно сливайте в бутылку. Но мы обычно в бутылку сразу набирали. Воду кипятить не надо – она идеально чистая.
  • Продукты. По маршруту купить их негде, поэтому всё покупайте заранее. Магазины есть в Слюдянке и Листвянке. В порту Байкал вроде тоже есть, но я б на него не рассчитывал – скорее всего, ассортимент слабый. Мы вообще закупались заранее в областном центре.
  • Связь. Плохая. Лучше ловит Теле2. МТС почти не ловит. Про другие операторы не могу сказать. Связь может быть неустойчива даже на остановках, а между ними она вообще пропадает.
  • Количество людей на тропе. Пешеходных туристов немного, но время от времени встречаются. Больше всего их, конечно, ближе к порту Байкал. За день можно увидеть не более десятка человек. По сравнению с Большой байкальской тропой (ББТ), где каждый день идет около 50-200 человек, это совсем малопосещаемый маршрут.
  • Места для ночевок. Палатку можно поставить не везде, потому что с одной стороны может мешать обрыв, а с другой стороны гора. Но найти место для стоянки не проблема: с периодичностью одно хорошее место на 500-1000 метров точно есть. Попадаются даже специально оборудованные места с костровищем.
  • Мы ночевали на КБЖД в палатке, которую сшил Алексей Воров. Очень легкая и занимает мало места.
    Мы ночевали на КБЖД в палатке, которую сшил Алексей Воров. Очень легкая и занимает мало места.
  • Мусор на тропе. На тропе очень чисто. Мусора практически нет. Видимо, статус заповедника дисциплинирует, и люди мусор забирают с собой. Мы тоже весь мусор за собой убирали и несли до ближайшей остановки, где выбрасывали его в урны.
  • Мы готовили на газе. Покупали в Иркутске в туристическом магазине. На острове Ольхон газ тоже есть — в супермаркете «Хороший». На Ольхоне газ даже в два раза дешевле, чем в Иркутске. В Слюдянке газ не продают, в Листвянке тоже его не видели.
  • Опасности на тропе. Могут выходить медведи. Такие случаи редки, но реальны. Считается, что КБЖД – медвежье место: за это лето штук 15 их видели, как нам сказали. Про то, как себя вести при встрече с медведем, читайте здесь. Могут случаться камнепады, поэтому палатку ставьте, учитывая это.
  • Важно! Но самая реальная опасность – это идущий поезд. Поезд идет медленно (20 км/ч), но его можно не услышать. В походе все-таки устаешь, и реакции притупляются. Вдобавок слышимость ухудшается из-за ветра, который задувает в уши. Поэтому будьте внимательны. И тем более никаких наушников!

  • Закладывайте 3 км на 1 час. Это стандартный размеренный ход. Имейте ввиду, что тропы как таковой нет. Идти часто приходится по шпалам и гравию. Это сильно замедляет ход.
  • Обувь крепкая и разношенная, обязательно со шнурками, чтобы крепко держалась на ноге. Так как идем по пересеченной местности, по камням, по шпалам, то подвернуть ногу – прямо совсем не проблема.
  • Фонарик – это очень хорошо. Проходить без фонаря туннели совсем не комфортно. У нас фонаря не было, и это сильно замедляло ход. Шли в полной темноте. В туннеле можно запросто оступиться, запутаться в каком-нибудь проводе. А еще в тоннеле реально вляпаться в лепешку, которые оставляют дикие лошади. Так что про фонарь не забывайте.

Где лучше выйти из электрички, чтобы пойти в пеший поход по КБЖД

В принципе можно в любом месте выходить. Некоторые вообще всю КБЖД проходят от Слюдянки до Порта Байкал. Но на это требуется приличное количество свободного времени. Мы для себя выделили два места, откуда можно начинать поход.

  • Старая Ангасолка. От нее до Порта Байкал 77 км. По пути увидите все инженерные сооружения, какие только можно. Наши знакомые из Иркутска именно там и выходили. Были очень довольны и под большим впечатлением. Дорога у них заняла 4 дня с тремя ночевками. Но хочу сказать, что они ходят быстро.
  • Половинная. На этой станции выходили мы. От нее до порта Байкал 38 км. Дорога заняла три дня с двумя ночевками. Шли мы медленно, не торопясь. По пути тоже увидели все виды инженерных сооружений.
  • Если начинать от Слюдянки, то примерно 10 км вы будете идти в черте города или рабочего поселка. Ничего интересного на пути не встретите. Так себе удовольствие.
  • Если начинать после Половинной, то вы пропустите некоторые объекты, которые уже не попадутся вам на пути. Например, большой железобетонный мост, самый короткий туннель, самый длинный туннель.
Где лучше выйти из электрички, чтобы пойти пешком в поход по КБЖД.
Где лучше выйти из электрички, чтобы пойти пешком в поход по КБЖД.

Что интересного и полезного есть на остановках по маршруту КБЖД

  • Слюдянка-1 – конечная остановка КБЖД. Находится в небольшом городке Слюдянка. Здесь есть магазины и аптеки. Можно закупить продукты для похода. Основная достопримечательность – железнодорожный вокзал из белого мрамора. В нем есть маленький, но отличный интерактивный музей – очень советуем посетить. Он бесплатный.
  • Слюдянка-2 – находится в черте городской застройки. В 1 км от остановки есть сильно вдающийся в Байкал мыс Шаманский. Считается местной достопримечательностью.
  • 159 км – эта станция тоже находится в черте городской застройки. Ничего интересного.
  • Култук – рабочий поселок, только после него начнутся более-менее красивые виды вне жилой застройки.
  • о.п. 154 км (Галерея Сосновая) – несколько путейных домиков. В 1,5 км от этой станции в сторону Порта Байкал будет первая противооползневая галерея. А потом еще две встретятся перед остановкой Старая Ангасолка, примерно за 800 и 400 метров до нее.
  • о.п. 149 км (Старая Ангасолка) – хорошее место, чтобы сойти с электрички и пешком пойти в сторону порта Байкал. По расстоянию это будет 77 км – идти три или четыре дня. По пути вы встретите самые интересные объекты КБЖД. А еще на этой станции находится маленький музей Рериха. Когда художник ехал в Азию, то останавливался здесь, поэтому и решили в этом месте открыть музей. Рядом находится турбаза «Ангасолка». В 200 метрах от станции в сторону Слюдянки есть впечатляющий железобетонный мост, а с ним каменный акведук.
  • Электричка «Мотаня».
    Электричка «Мотаня».
  • о.п. 139 км (Малая Крутая Губа) – небольшое количество жилых строений и два моста: один металлический заброшенный, второй рабочий железобетонный.
  • о.п. 138 км (Турбаза Шарыжалгай). Тут можно недорого переночевать. Цены смотрите здесь. Есть номера, сделанные в купе железнодорожных вагонов. Сюда часто приезжают из Иркутска на выходные семьями или компанией.
  • Шарыжалгай – здесь находится разъезд.
  • о.п. 137 км – здесь тоже находится разъезд.
  • о.п. 134 км (Пыловка) – пара жилых домиков.
  • о.п. 129 км (Баклань) — несколько путевых домиков. Говорят, что здесь есть устройство, чтобы набирать воду из Байкала. Мы сами его не видели. Работает оно так: ведро поднимают и опускают воротом, как в привычных нам колодцах. Но ведро ездит по проволоке. Нижний конец проволоки закреплен в озере на якоре. Раньше таких приспособлений было много. Сейчас, видимо, это единственное осталось.
  • о.п. 126 км (Колокольный) – здесь нет никаких строений, кроме старого пирса и развалин моста. Пирс любопытный — его каркас сделан из бревен, а внутри набиты камни.
  • о.п. Киркирей (123 км) – очень интересное место. Здесь произошла стыковка Великого Сибирского пути. Последний костыль забил в шпалу министр путей сообщения. По легенде, костыль был золотой. Еще тут находится комплекс из двух туннелей общей длиной 635 метров. Над туннелем расположен акведук, по которому в Байкал течет мощный ручей Киркирей. На выходе из туннеля построена огромная камнезадержательная подпорная стенка. А рядом сохранился недействующий заброшенный туннель. Его вывели из эксплуатации, потому что он начал разрушаться под действием обвалов. Как вы поняли, на этом участке около остановки Киркирей есть две ветки: действующая и недействующая. Недействующая оборудована парой подпорных итальянских стенок с арками. Одна из таких стенок хорошо видна с железнодорожных путей, если идти со стороны Слюдянки. Вы ее заметите справа перед тем, как будете входить в действующий туннель, который находится перед остановкой Киркирей.
  • о.п. 120 км (Речка Маритуйка) – здесь сохранились остатки поселка. Во время постройки железной дороги (примерно 1902 год) тут жил инженер, отвечающий за строительство. И было много рабочих. Была больница, школа, церковь. Среди рабочих случались эпидемии, приводившие к смертям. Людей хоронили прямо в братских могилах. Когда КБЖД стала тупиковой веткой, население поселка резко уменьшилось.
  • Железный недействующий мост.
    Железный недействующий мост.
  • Маритуй – на остановке находится почта. При желании можно отправить самому себе открытку.
  • Половинная (110 км). Хорошее место, чтобы выйти с электрички и пойти в пеший поход до остановки Порт Байкал. Мы так и сделали. Прошли неспеша весь маршрут (38 км) за три дня с двумя ночевками. Говорят, что эта станция названа так потому, что делит участок КБЖД от Слюдянки до порта Байкал на две равных части. Это не правда. От Половинной до Слюдянки 57 км, а до порта Байкал 38 км. Около этой остановки находятся… 1) В 100 метрах в сторону Порта Байкал самый длинный туннель. Его длина 778 метров. Он прямой, поэтому мы всегда видим свет в конце туннеля. 2) В 200 метрах в сторону Слюдянки паровоз-памятник. 3) В 250 метрах в сторону Слюдянки есть заброшенный металлический мост. 4) В 250 метрах в сторону Слюдянки есть действующий железобетонный мост. Он стоит параллельно недействующему металлическому мосту. Таких мостов на КБЖД немного, а в сторону Порта Байкал больших железобетонных мостов не будет вообще. 5) В 600 метрах в сторону Слюдянки находится самый короткий туннель длиной всего 31 метр. Обычно машинист в электричке сообщает, что вы должны успеть загадать желание, пока поезд идет через этот туннель.
  • Между Половинной и Пономарёвкой находятся строения, относящиеся к Байкальскому подводному нейтринному телескопу. Сам телескоп расположен глубоко под водой – его задача ловить нейтрино. А на берегу всякие механизмы, чтобы обслуживать телескоп.

  • 107 км (Пономарёвка) – перед остановкой находится небольшой действующий железобетонный мост и заброшенный металлический.
  • 106 км (Ивановка) – перед станцией тоже есть два моста, один действующий железобетонный, второй заброшенный металлический.
  • Итальянская Стенка – главная достопримечательность – это подпорная стенка, которую называют «Итальянская». Строили ее итальянцы, поэтому и название такое. Она очень красивая, с римскими арками.
  • о.п. 102 км (Шумиха) — здесь можно переночевать на базе отдыха Шумиха, но не совсем бюджетно. Цены смотрите здесь.
  • Байкальские кактусы.
    Байкальские кактусы.
  • Уланово – здесь находится водоподъемное здание. Этой водой заправляли паровозы. Здание узнается по высокой каменной трубе. Внутри была паровая машина, которая приводила в движение насос.
  • 98 км (Хвойная) – можно недорого переночевать на базе отдыха Хвойная. Цены смотрите здесь.
  • 94 км (Речка Пыловка) – остановка, после которой будет внушительный переход длиной 14 км без населенных пунктов и остановок. Связь там работает очень плохо.
  • 80 км (Лиственничный) — на этой остановке находится база отдыха. У них есть родник, но так как территория частная, то к роднику не пускают.
  • 79 км (Серебряный Ключ) – около этой остановки в сторону Порта Байкал есть речка с вкусной водой. Как найти это место? Идете от остановки в сторону Порта Байкал примерно 100 метров. По левую руку будет что-то вроде домика железнодорожника. Поворачиваете к нему, а потом спускаетесь к речке. Там многие воду набирают, поэтому тропинка натоптана.
  • 74 км (Малый Баранчик) – эта остановка находится уже в населенном пункте Порт Байкал.
  • Порт Байкал – конечная остановка. Она расположена на берегу реки Ангара. Здесь находятся… 1) Музей КБЖД, но работает он неудобно (с 14.00). Нам не удалось его посетить. 2) Памятник паровозу. 3) Паромная переправа через Ангару до поселка Листвянка. 4) Маяк на горе, но туда редко кто поднимается.
На туннелях выложены годы их строительства.
На туннелях выложены годы их строительства.

Расстояния между станциями КБЖД (пригодится для похода)

Название остановки
Цифры на километровом столбе
Расстояние, если идти от Слюдянки до Порта Байкал
Расстояние, если идти от Порта Байкал до Слюдянки
Слюдянка-1
167
0
95
Слюдянка-2
161
6
89
о.п. 159 км
159
8
87
Култук
157
10
85
о.п. 154 км (Галерея Сосновая)
154
13
82
о.п. 149 км (Старая Ангасолка)
149
18
77
о.п. 139 км (Малая Крутая Губа)
139
28
67
о.п. 138 км (Турбаза Шарыжалгай)
138
29
66
Шарыжалгай
138
29
66
о.п. 137 км
137
30
65
о.п. 134 км (Пыловка)
134
33
62
о.п. 129 км (Баклань)
129
38
57
о.п. 126 км (Колокольный)
126
41
54
о.п. Киркирей (123 км)
123
44
51
о.п. 120 км (Речка Маритуйка)
120
47
48
Маритуй
119
48
47
о.п. 110 км (Половинная)
110
57
38
о.п. 107 км (Пономарёвка)
107
60
35
о.п. 106 км (Ивановка)
106
61
34
о.п. Итальянская Стенка
103
64
31
о.п. 102 км (Шумиха)
102
65
30
Уланово
98
69
26
о.п. 98 км (Хвойная)
98
69
26
о.п. 94 км (Речка Пыловка)
94
73
22
о.п. 80 км (Лиственничный)
80
87
12
о.п. 79 км (Серебряный Ключ)
79
88
7
о.п. 74 км (Малый Баранчик)
74
93
2
порт Байкал
72
95
0
Добавить комментарий

  1. Serge

    Всё подробно, спасибо.
    Поправка: Кбжд принадлежит ВСЖД (дорога), а не нацпарку. Лет 10 назад был суд о праве собственности на КБЖД и DC:L выиграло. То есть дорога (рельсы) и полоса отчуждения (20 метров в стороны, т е до скалы и до уреза воды) — это Всжд, а не нацпарк. Разрешения не надо.
    Но это если заходить с Порта Байкал или с полустанка Земляничная. В других местах (Темная Падь, Переезд) чтобы попасть на КБЖД надо пройти через территорию нацпарка и там стерегут туристов работники нацпарка- там нужно тогда разрешение.
    Окинское нагорье тоже не всё принадлежит нацпарку, а только половина — ближняя к Байкалу. Поэтому для похода к скальнику Витязь разрешения не надо.

    Ответить
    1. Дмитрий Хмелевской автор

      Здравствуйте, Сергей.
      Спасибо за полезное дополнение!

      Ответить
  2. Дмитрий

    Спасибо!!! Полезная статья !!!

    Ответить
  3. Влад

    Спасибо за информацию! Есть желание, через две недельки, сходить в пеший поход от станции Земляничная до порта Байкал. Кстати, как по мне, от Земляничной удобнее всего, выходишь сразу к стелле (достопримечательность) и вперед по шпалам!

    Ответить
    1. Дмитрий Хмелевской автор

      Здравствуйте, Влад. Не очень понял вопрос. Ну да. Выходите на пути и идете по ним.

      Ответить
      1. Влад

        Это не вопрос, это моё мнение на тему: «Где лучше выйти из электрички, чтобы пойти в пеший поход по КБЖД». Не от Старой Ангосолки, а от станции Земляничная.

        Ответить
  4. Мария

    Воспользовались информацией из Вашей статьи. Очень пригодилась в нашем путешествии. Спасибо!

    Ответить
    1. Дмитрий Хмелевской автор

      Здравствуйте, Мария.
      Очень рад что помогла информация. Вы ходили в пеший поход?

      Ответить
  5. матвей

    не опасно проходить туннели?

    Ответить
    1. Дмитрий Хмелевской автор

      Здравствуйте, Матвей. Нет, неопасно. Там широко, так что с поездом не столкнетесь. Но очень советую взять с собой фонарик, потому что под ноги может попасться проволока или ямка.

      Ответить
  6. Эльвира

    Дмитрий, отличная информация!!! Спасибоооо!!! Обязательно воспользуюсь. ))))

    Ответить
    1. Дмитрий Хмелевской автор

      Здравствуйте, Эльвира.
      Рад что статья была полезна. Когда собираетесь?

      Ответить